Путь и слава Татарстана.
Этот год необычный… И речь не о постигшем нас заморском вирусе и вынужденной самоизоляции. 2020-й – это год празднования 100-летия образования ТАССР. Целая веха в удивительной, богатой истории нашего дома – нашей малой родины. Даст Бог, мы еще сможем отпраздновать это событие подобающим образом, глядя в глаза друг другу не через экраны компьютеров и смартфонов…
Как это было?
Решение о создании Татарской автономной советской социалистической республики (ТАССР) было принято на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 26 января 1920 года. Рабочую комиссию по организационным вопросам и определению границ республики возглавил Народный комиссар по делам национальностей И.В.Сталин. Вождь революции В И. Ленин «держал руку на пульсе» рождавшейся республики, полностью контролируя весь подготовительный процесс и встречаясь с представителями татарского коммунистического движения. Главными организаторами молодой республики стали три лидера татарских коммунистов: Бурган Мансуров, Мирсаид Султан-Галиев, Сахиб-Гарей Саид-Галиев. 27 мая 1920 г. был издан Декрет об образовании ТАССР, подписанный В.И.Лениным, М.И.Калининым и А.С.Енукидзе.
В непростых условиях начала свои первые шаги Татарская АССР: на тот момент в республике царили хозяйственная разруха, страшный голод, эпидемии… Впереди был длинный, трудный и… славный путь! За годы первых пятилеток (1929-1937 г.г.) было построено и реконструировано более 100 промышленных предприятий, возникли целые отрасли современных производств: нефтехимическая, машиностроительная, энергетическая, легкой промышленности. Постепенно Татарстан становился одним из развитых индустриальных, сельскохозяйственных регионов страны. Формируется и расцветает многочисленная татарская научная и творческая интеллигенция: А.Куту й, Х.Такташ, Х.Туфан, С.Хаким, С Сайдашев, Н.Жиганов, К.Тинчурин, Х.Абжалилов, Г.Камай, Х.Муштари и многие другие… Писатели, поэты, музыканты, художники, драматурги, ученые – они делали очень много для сохранения национальной самобытности, языка и культуры, что также явилось одним из положительных факторов образования ТАССР.
В годы Великой Отечественной войны татарская республика была важнейшей военно-промышленной тыловой базой страны. Только в Казань было эвакуировано более 70 промышленных предприятий. Работали оборонные производства, получила развитие авиационная промышленность. Отправив на фронт своих сынов (около 700 тысяч человек было призвано из Татарстана в ряды действующей армии), ТАССР принимала эвакуированных со всей страны, в том числе творческую интеллигенцию, научных сотрудников, академиков с семьями… Все работали на победу!
Всё это «военное наследие» послужило неуклонному росту научного и культурного потенциала республики и после войны. В конце 1940-х были освоены Ромашкинское, Бавлинское, Заинское нефтяные месторождения. Уже к 1970-м годам ТАССР давала около 30% всей нефти страны. В 50-70-е года появляются наши гиганты: завод органического синтеза, Нижнекамскнефтехим, Камский автомобильный завод… Как следствие интенсивного промышленного развития, республика неуклонно урбанизировалась. Рост численности горожан в ТАССР был выше, чем в стране. Рождаются новые города (Альметьевск, Лениногорск, Нижнекамск), многочисленные рабочие поселки (Азнакаево, Бавлы, Заинск и др.).
Прославление Человека
Как же было не воспеть труд и подвиги советского человека!.. Нас, как художников, занимающихся изготовлением витражей и мозаики, особенно интересует в этом отношении монументально-декоративное искусство советского периода: мозаичные композиции из стеклянной смальты и витражи. Если поначалу советская власть вовсе исключила их из своей жизни, объявив «религиозным искусством» (кстати, об использовании витражей в культовых сооружениях – наша следующая статья), то уже через какое-то время та же мозаика стала своего рода приметой эпохи, так как прекрасно подошла для выражения идеологии государства – прославления Человека, трудящегося на благо страны советов. Мозаичные композиции, изображающие советских рабочих, ученых, космонавтов, спортсменов, пионеров, воинов, вождей страны стали в изобилии появляться во всех крупных городах СССР. Казань не была исключением, хотя, конечно, их у нас было не так много, как в Москве или Ленинграде. До наших дней сохранилось, к сожалению, еще меньше, ведь подобным объектам у нас не присваивался охранный статус, и это очень печально… Хотелось бы, чтобы и наши потомки имели возможность «вживую» лицезреть эти памятники изобразительного искусства в архитектуре города времен ТАССР. 100-летний юбилей – не повод ли задуматься об этом и сберечь то, что осталось?..
Вот некоторые знакомые многим казанцам мозаичные композиции советского периода: «Встреча гостей по-булгарски» и «Чаепитие по-татарски» в вестибюле и ресторане гостиницы «Татарстан», воспевающие национальные традиции гостеприимства; панно «Ленин жив» в парке Карима Тинчурина; магазин Татпошивобувьбыта, больше известный как «Тюбетейка» на Московском рынке; девушки в национальных костюмах в КЦ «Сайдаш»; пловец на дельфине в интерьере бассейна МЦ «Ак Барс»; спортсмены на стене КЦ «Московский»; пожарные на здании пожарной части №4 Кировского района… Кое-что даже из этого сохранившегося наследия уже частично утрачено.
Казанским витражам советского периода повезло и того меньше – оригинальных на сегодняшний день почти не осталось. Мастерской художественного витража «Биларт» посчастливилось поработать над воссозданием знаменитого витража Федорова в КЦ «Сайдаш» (бывший Дом культуры строителей), прославляющего труд советских градостроителей (см. статью «Время собирать камни»).
История Татарстана – это история региона, вот уже несколько столетий являющегося неотъемлемой частью России и вписанного в общее историческое полотно великой страны, но и имеющего собственный неповторимый путь. Это наша история. А потому и памятники ее, сохранившиеся в виде вполне осязаемого культурного наследия, нам необходимо беречь как особую драгоценность. Сегодня Татарстан, как не однажды уже в прошлом, переживает этап бурного развития, и тем осторожнее и бдительнее нам нужно отнестись к этим «приветам из прошлого».
Автор статьи: Ирина Варламова
@irishavkazani