Адрес: Казань, ул. Аделя Кутуя, д.88      Телефон: 8(843) 246-22-81      Мобильный / WhatsApp: +7 (917) 899-92-81     E-mail: bilart@inbox.ru

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ: Как мы воссоздавали один из казанских витражей.

В конце прошлого года Казань вновь обрела знаменитый витраж Дома культуры Строителей (современный КЦ «Сайдаш»). Именно нашей мастерской посчастливилось воссоздать утраченное произведение искусства. В этой статье – рассказ из первых уст о том, как это было…

В декабре 2019 года в Казани после масштабной реконструкции открылся КЦ «Сайдаш» (бывший ДК Строителей). Это типовой проект эпохи Хрущёва, со свойственным тому периоду минимализмом в экстерьере зданий. Таких дворцов культуры много на постсоветском пространстве, однако наш, казанский, имеет одну «изюминку»: огромный витраж «Дарить города».

Эскиз витража разработан местным художником, Виктором Фёдоровым, в 80-е годы двадцатого столетия.

СПРАВКА

Фёдоров Виктор Кронидович (1940 – 2001 г.г.) – член Союза художников СССР, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР. Монументалист, живописец, график. Окончил Казанское художественное училище и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Среди знаменитых монументальных работ художника, знакомых всем казанцам — мозаика с изображением пловцов в бассейне «Оргсинтез», граффито «Казань – столица Татарстана» на стене Казанского железнодорожного вокзала, витражи КГУ…

Примерно в эти же годы витраж был изготовлен и смонтирован. Собран витраж на свинцовом профиле, использовались цветные стёкла Брянского завода.  Имён мастеров, изготовивших витраж, история не сохранила.

Меня зовут Марат, я художник и витражный мастер. Предлагаю вашему вниманию историю о реконструкции упомянутого витража.

Впервые увидел я этот витраж в 2006 году, прогуливаясь по улице Ершова. Под слоем межоконной пыли сложно было разглядеть рисунок, но то, что это был именно витраж, было понятно. Местами недоставало стёкол, местами видны были щели между элементами витража. Зрелище было весьма прискорбное.

И кто бы мог подумать, что в 2018 году судьба сведёт меня с этим витражом: мастерская художественного витража «Биларт», где я работаю, взяла подряд на восстановление витража КЦ «Сайдаш».

Долгие годы постсоветского бардака и отсутствие хозяина довели витраж, что называется, «до ручки»: выбитые стёкла наружного остекления открывали доступ атмосферы к витражу, местами были выбиты и фрагменты витража. Детальный осмотр объекта дал такую картину: под действием осадков свинец и железо подверглись коррозии, а подтёки ржавчины въелись в стекло. Под собственным весом витраж повсеместно изогнулся и потрескался, сюда приложила руку и вибрация от проезжающих трамваев. Много-много пыли, трупы насекомых, оловянная чума, куски цветного стекла на полу…

Строители планировали демонтаж оконных конструкций, удерживающих витраж, так что нужно было срочно демонтировать старый витраж, дабы было что восстанавливать. Витражи пронумеровали, демонтировали и увезли на хранение.

Исчезнувший витраж тогда наделал много шума.

e-kazan

Судьба витража решалась уже на уровне Министерства культуры, специально созданной комиссией. Комиссия, поддержав целиком и полностью наше предложение, вынесла решение, что оригинальный витраж восстановлению не подлежит и необходимо создать его копию, но уже на более крепком, латунном профиле.

Латунный профиль нам по спецзаказу и вне очереди делал мастер Юра, а чтобы придать латуни цвет свинца, нам пришлось облудить около 4-х км профиля и покрыть его чёрной патиной. Цветные стёкла использовали современные, так как брянских стёкол в требуемом объёме в России уже не нашлось. Да и современные пришлось собирать по всей стране.

Чтобы сэкономить время, мы решили не рисовать картоны к витражам, а резать их прямо по старым. 

Работа по созданию витража длилась 8 месяцев. За это время мы здорово наловчились гнуть латунные профиля, сожгли несколько паяльников, износили дюжину перчаток, сточили пол-сотни отрезных дисков. Впереди была работа по склеиванию стеклопакетов из калёного 8-миллиметрового стекла. Размеры 43-х стеклопакетов были около 2200 х 1700 мм (огромные и тяжёлые) и ещё 43 — размерами 600 х 1700 мм, а внутри каждого стеклопакета располагался витраж, защищенный от влаги и пыли. Все стеклопакеты изготавливались вручную, калёные стёкла везли из Нижнего Новгорода, а собирали этот «бутерброд» в стекольной мастерской у Серёги.

Целостную картину мы увидели только после монтажа всех элементов витража.

На мой взгляд, получилось очень сочно, празднично, как и задумывал автор. В центре витража изображены две фигуры советских рабочих — монтажник и маляр. Вокруг них летают стилизованные шары и платки. У ног рабочих лежат раскрытые проекты будущих городов, над рабочими возвышаются многоэтажки. По правую и левую стороны от центральных фигур находятся по два монтажника, занимающихся установкой железобетонных конструкций. На нижнем ярусе витража изображена панорама Казани с узнаваемым зданием цирка, чуть подальше — кремль, Спасская башня, башня Сююмбике и купола Благовещенского собора. Колорит нового витража соответствует оригинальному, но он кажется ярче старого, покрытого пылью и ржавчиной. Благодаря использованию стеклопакета, расстояния между собственно витражом и защищающими его стёклами минимальны, и витраж теперь хорошо виден что снаружи, что изнутри.

У этой записи 2 комментариев

  1. Каждый день прохожу на работу и обратно мимо Сайдаша и каждый раз не оторвать глаз)

  2. Спасибо!

Добавить комментарий

Закрыть меню
Мы используем cookie-файлы чтобы сделать наш сайт лучше. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Хорошо!