Адрес: Казань, ул. Аделя Кутуя, д.88      Телефон: 8(843) 246-22-81      Мобильный / WhatsApp: +7 (917) 899-92-81     E-mail: bilart@inbox.ru

Древо Жизни над ханской усыпальницей.

Казань – древний город. Словно седой 1000-летний мудрец смотрит с высокого холма над рекой Казанкой наш белокаменный кремль. Как много он пережил, как много видел… И сколько еще загадок скрывают его недра!..
Настоящее счастье для историков, когда эти недра делятся своими многовековыми тайнами. Так было и летом 1977 года. Тогда в самой древней части Казанского Кремля, у подножия башни Сююмбике, группой археологов под руководством профессора Альфреда Хасановича Халикова были найдены останки казанских ханов и членов их семей. Затем была длительная работа ученых: антропологические исследования, изучение письменных источников, реконструкция черепов… И вот мы уже получили возможность своими глазами видеть, как выглядели эти потомки Чингизхана, правители древней Казани, а их кости, отнятые у земли, до недавнего времени все еще пребывали в Академии наук, в ящиках у археологов. Давно уже требовалось их достойное перезахоронение, которое и состоялось в мае 2017 года. Для этих целей главным архитектором Казанского Кремля Рустэмом Забировым был спроектирован отдельный объект – подземный склеп недалеко от древнего мавзолея. Природный рельеф северной части кремля позволил сделать двойное обозревание перезахоронения: под горой – через остекленные двери каменного портала, на горе – через световой колодец (световой фонарь).
Кремль – сердце Казани, и здесь всё должно быть прекрасно, поэтому оформить световой фонарь решили витражами. Работа над ними была поручена мастерской художественного витража «Биларт». Четыре символических сюжета с использованием традиционных восточных мотивов, выполненные в технике фьюзинг, украсили ландшафт древней цитадели.

О глубоком смысле витражей, через цветное стекло которых солнечные лучи проникают в гробницу казанских ханов, нам рассказал сам автор их эскизов, художник, главный архитектор и начальник отдела мониторинга, сохранения и реставрации музея-заповедника «Казанский кремль» Забиров Рустэм Мухамедович:

— Основной мотив, который использован в витражах светового фонаря над ханским мавзолеем – это древний восточный символ Древо Жизни, растущее из Сосуда с Бессмертием. Всего здесь четыре композиции, сориентированные по сторонам света.
На восток смотрит сюжет, символизирующий Весну. Здесь на Дереве Жизни появляются зеленые листочки и бутоны, а в ветвях его два сокола, он и она, свили гнездо, в котором уже появилась кладка. Это зарождение новой жизни.
С южной стороны мы видим следующий сюжет – это Лето. На Дереве распустились яркие цветы, из кладки пробились птенцы. Перед нами – расцвет жизни.
Еще немного передвинувшись, мы уже смотрим с западной стороны – здесь Осень. На Дереве появляются плоды, гранаты. Их сочные ядра символизируют богатство жизни, они осыпаются с Дерева и попадают в землю. Выросшие птенцы разлетаются из гнезда.
На север смотрит последний, четвертый сюжет – это Зима. Дерево покрывается снегом, жизнь застывает, соколы ждут весны. А в земле, под слоем снега, сохраняются ядра граната – это семена, из которых появится новая жизнь.
И вот мы снова с восточной стороны, мы обошли световой фонарь, и вновь перед нами Весна, и мы видим, как под Деревом Жизни из земли пробиваются молодые побеги. Жизнь возрождается! Таким образом здесь показана цикличность жизни, ее бесконечность.
Верхушку светового колодца украшает родовая тамга Чингизидов, чьи останки покоятся в склепе. Их надгробия украшены орнаментом, воссозданным по фрагментам гипсового орнамента на мастабах, найденных во время археологических раскопок прошлых лет. В свое время, кстати, моя сестра, участвовавшая в раскопках, делала обмеры этих фрагментов. А моя дочь принимала непосредственное участие в создании композиций для светового фонаря над мавзолеем, так как именно в то время она работала в витражной мастерской «Биларт». Вот такое семейное дело получилось…

— Кстати, Ваша жена Даишева Альбина Кеновна тоже ведь внесла большой вклад в витражное оформление Казанского Кремля?

— Да, при работе над витражами для мечети Кул Шариф. 650 квадратных метров эскизов она сделала вручную, в натуральную величину. Все входные группы в мечети – это тоже работа мастерской «Биларт». Витражи над дверями бесподобно украшают холл Кул Шариф своим мягким светом, в котором арабской вязью сплетаются священные строки Корана. А в витражах, которыми оформлены двери молельного зала, всё тот же сюжет – Древо Жизни, растущее из Сосуда с Бессмертием. И это тоже фьюзинг. Для нас это была настоящая находка. У этой техники есть свои преимущества по сравнению с классическим витражом: во-первых, она выпуклая, а во-вторых, позволяет сделать более мелкий рисунок. В классической технике с ее свинцовыми перегородками невозможно было бы выполнить столь сложный рисунок на такой маленькой площади.

— Насколько витражи традиционны для Казани? Как Вы считаете, могли они украшать строения ханской крепости?

— Думаю, в древней ханской крепости витражи были. Вспомнить хотя бы Бахчисарайский дворец, который строил хан Сафа-Гирей. Там витражи есть. А ведь этот хан впоследствии правил и Казанским ханством. Наверняка он не удержался и украсил свой дворец в Казани витражами. Хотя остатков витражей пока не было найдено, но ведь и ханский дворец до нас не дошел…
В XIX веке богатые татарские купцы украшали цветным стеклом, витражами веранды своих домов на втором этаже. Полихромия, яркость витражей вполне в духе национальной архитектуры.

— Итак, круг замкнулся, и сегодня витражи снова в Казанском Кремле…

— Да, и в этом смысл нашего сюжета. Разрушенная когда-то главная соборная мечеть Казани, пусть и в ином виде, но восстала из праха, как распустившийся весной бутон на Древе Жизни. А казанские ханы, чей вечный сон был потревожен, вернулись на место своего упокоения. И времена года сменяют друг друга над их усыпальницей. Жизнь продолжается…

— Рустэм Мухамедович, какой отзыв Вы бы дали о работе витражной мастерской «Биларт»?

— Самый положительный! Это настоящие профессионалы своего дела.
Казалось бы, что такое витраж: берешь основу, выкладываешь на нее цветные стекла и отправляешь в печь… Когда я столкнулся с технологией создания витражей, я понял, что всё далеко не так просто! Эта работа требует большого опыта и огромных знаний, в том числе технических, химических даже. Чтобы создать цельную стеклянную мозаику, каждая деталька витража вырезается отдельно. Довольно сложный труд. Иногда разные по цвету стекла не выносят соседства друг с другом и трескаются при тепловой обработке, что ведет к браку, и нужно всё начинать сначала… А цвет? Как важно его правильно подобрать! Взять хотя бы витражи с изображением Дерева Жизни в дверях, ведущих в мужской молельный зал мечети Кул Шариф: этот глубокий кобальт, классический для восточной архитектуры, этот сочный жизнерадостный зеленый, яркий энергичный красный… В работе над витражом мастеру важно, чтобы конечный результат соответствовал эскизу художника и задумке архитектора. У «Биларта» всё сошлось! Скажу больше, лично я даже не ожидал такого потрясающего эффекта. Чрезвычайно доволен их работой!

До сих пор жалею только об одном: когда шла работа над оформлением мечети Кул Шариф, с «Билартом» мы работали через посредника. Я мечтал, чтобы над входами на лестницы, ведущие на балконы, были установлены витражи с изображением птицы Феникс. У меня и эскизы были готовы. Птица Феникс – символ возрождения. Так и сама мечеть Кул Шариф – это словно из пепла возродившаяся древняя соборная мечеть ханской Казани. К сожалению, посредник не донес мою мысль до мастеров, мне же заявил, что это слишком сложная работа и вряд ли ее возможно выполнить. Уже позже, когда все витражи были изготовлены и установлены, и я лично познакомился с Ильгизом (Ильгиз Батталов – хозяин витражной мастерской «Биларт» — прим. авт.), он даже удивился и сказал, что без проблем изготовил бы мою птицу Феникс! Для витражников с таким огромным опытом нет непосильных задач. Так что, если вдруг Казанскому Кремлю еще когда-нибудь понадобятся витражи, я без сомнений обращусь в эту мастерскую!

P.S. В работе над витражами мечети Кул Шариф активное участие принимал также художник Рашид Тухватуллин.

Автор статьи: Ирина Варламова
@irishavkazani

У этой записи 3 комментариев

  1. Не могу теперь перестать думать что в Кул Шарифе должна была быть птица феникс! Как это было бы красиво)

  2. Приятно наблюдать за вашим творчеством

    1. Спасибо!

Добавить комментарий для Фарид Отменить ответ

Закрыть меню
Здравствуйте!
Мы готовы перезвонить Вам с уникальным предложением! Скидки до 10% на заявку с сайта. Мы не передадим Ваш номер телефона третьим лицам.
Здравствуйте!
Мы готовы перезвонить Вам с уникальным предложением! Скидки до 10% на заявку с сайта. Мы не передадим Ваш номер телефона третьим лицам.
Мы используем cookie-файлы чтобы сделать наш сайт лучше. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Хорошо!