Язык стекла
«Витраж – это стеклянная перегородка
между моим сердцем и сердцевиной мироздания».
Марк Шагал
Умеет ли стекло говорить? Да, если это витраж. Картина, искусно выложенная цветным стеклом, становится одухотворенной и погружает созерцающих ее в свой неповторимый, красочный, воздушный мир. Таинственно окрашивая пропускаемый через себя свет, создавая мерцающие блики, мягко разливающееся на стенах сияние, ускользающие ввысь узоры, витражи неизбежно приковывают к себе внимание, поэтому с древних времен считались одним из самых ярких элементов архитектурного декора и оформления интерьеров.
История появления витражей. Этапы развития.
Слово «витраж» заимствовано из французского языка, где «vitrage» образовано от «vitrer» – «вставлять стекла». На латинском «vitrum» – «оконное стекло». Витражом обычно называют цветную декоративную (орнаментальную или сюжетную) композицию из стекла или другого материала, пропускающего свет, предназначенную, как правило, для заполнения проемов – оконных, дверных. Однако охарактеризовать можно и иначе, всё зависит от техники и декорируемого предмета.
Стекло – один из самых древних полученных человеком материалов, его история насчитывает более 5 тысяч лет. Родиной стекла принято считать Древний Египет. Людям свойственно стремление к прекрасному, и со временем они научились делать цветное стекло, используя его для украшения различных объектов, зданий, изготовления предметов искусства – ваз, сосудов, кубков. В первом тысячелетии до нашей эры в Сирии научились выдувать стекло, что вывело его производство на новый этап. В Римской империи выдувные пластинки цветного стекла вставляли в окна домов знати.
Однако собственно витраж появился только в эпоху христианства, и именно ему обязан своим дальнейшим развитием. Оконные проемы первых христианских храмов украшали византийские витражи – набор разноцветных стеклянных кусочков разных размеров, при помощи замазки закреплявшихся в прорези каменных или деревянных досок. Их красоту воспевали поэты IV-VI веков. К сожалению, витражей старше X века в целом состоянии до наших дней не сохранилось. После того, как открыли технику окраски стекол при помощи обжига, возникла и развилась витражная роспись. Древнейшим из дошедших до нас образцов считается фрагмент головы Христа из монастыря Lorsch на Рейне (Германия).
В XI-XII веках витражное искусство совершает настоящий прорыв. Это время романских витражей – именно они приобретают знакомую всем нам классическую форму: кусочки цветного стекла, соединенные при помощи металлического (свинцового) профиля. В 1100 году немецкий монах Теофил написал целый трактат, в котором впервые описал технику средневекового витража. Интересно, что романские витражи имели явные дефекты в виде пузырьков воздуха, затемнений, потертостей и неровных краев, но именно это придает им особую лучистость и неповторимую прелесть. В драгоценном сиянии витражей, наполнявшем храмы, видели символ незримого божественного света. Среди лучших образцов романской эпохи – голова Христа из Вейссембургского аббатства Эльзаса, композиция из четырех ветхозаветных пророков в Аугсбургском соборе и др.
В XII-XV веках витражное искусство обращается к новому стилю – готическому. «Крестным отцом» этого направления считают аббата Сугерия, который в 1144 году во время постройки королевской церкви в Сен-Дени заполнил окна несколькими вертикальными витражными медальонами, каждый из которых хранил один из ключевых моментов истории. Это был тот случай, когда искусство витража повлияло на развитие архитектуры в целом: количество окон в соборах стали увеличивать для оформления их в готическом стиле, поменялись и типажи оконных проемов. Особую популярность и развитие такая архитектура получила во Франции и в Англии. Основными цветами витражей были насыщенные красный и синий, но постепенно они стали заменяться на более светлые, чтобы пропускать больше света.
Новая веха в истории витражей – эпоха Ренессанса (XV-XVI века). После эпидемии чумы и длительных войн европейское общество перестало ставить церковь на первое место и перешло к светскому образу жизни, что повлияло на развитие искусства витражей. В это время появились более совершенные техники работы со стеклом, была изобретена серебряная (а позднее и красная) протрава, что повысило уровень создаваемых картин, цвета стали наносить непосредственно на стекло, получив тем самым множество необычных оттенков, изображения же стали более объемными и яркими. Со временем развитие техники обработки стекла позволило сделать его более прозрачным и чистым. Главными центрами по изготовлению витражей были Италия и Франция.
В дальнейшем витражи стали украшать не только храмы, но и светские здания, и дома состоятельных людей. Главной задачей мастеров витражного искусства эпохи Модерна становится не сюжетность, а привнесение в жизнь человека как можно больше красоты, цвета и света. Поэтому в конце 19–начале 20 века популярными становятся витражи в стиле флора – с изображением цветов, экзотических животных, птиц, бабочек, стрекоз. Не обошли художники вниманием и женскую красоту, и мифологические сюжеты.
Витраж в России.
Первые витражи появились в России в XVII веке – они были привезены из-за границы, и лишь весьма обеспеченные люди могли наслаждаться этими шедеврами. Лишь с XIX века витражи стали проникать в русскую культуру. К середине столетия не только императоры, но и многие богатые люди стали украшать ими свои поместья. Позже витражи появились в церквях. Среди знаменитых русских витражей – «Воскресший Христос» в Исаакиевском соборе, витражи церкви Святого Александра Невского, Российского географического общества в Санкт-Петербурге и т.д.
После долгого застоя возродила витраж уже советская культура в середине XX века, талантливыми художниками в стране было создано множество монументальных произведений витражного искусства.
Витражи – в традиции татар.
Хорошо знакомы с витражами были казанские татары. Издревле торгуя с восточными странами, где витражи были достаточно распространены, они привозили эти идеи домой и применяли их в украшении своих жилищ. В основном использовались растительные мотивы, так как изображение живых существ запрещено исламом. В XIX веке витражи добавляли колорита нарядным полихромным домам богатых татарских купцов в Старо-Татарской слободе Казани, украшали крытые галереи, соединявшие мужскую и женскую половины дома, а также оконные проемы веранд, которые устраивались специально для чаепития. В теплой обстановке семья собиралась вместе за пиалой любимого ароматного напитка, созывались соседи, близкие люди… А лучи заходящего солнца, играющие красками в цветных стеклах витражей, добавляли особого уюта таким посиделкам.
Не случайно и сегодня искусство витража в Казани не забыто. Как и в прежние века, витражи восхищают посетителей культовых сооружений: мечеть Кул Шариф, Казанская синагога, Зилантов монастырь… Это уже современная история витража – нашего, казанского! А тем, кто решился впустить эту сказку – витраж – в свой дом, опытные мастера помогут воплотить их мечту и добавить уникальности их домашнему очагу.
Автор статьи: Ирина Варламова
@irishavkazani